Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

175 ЛЕТ РУССКОМУ ПИСАТЕЛЮ ИВАНУ ШМЕЛЁВУ

В лавке нашего храма есть в продаже лучшая из книг Ивана Шмелёва «Лето Господне», сделавшая его всемирно известным. 

Иван родился 3 октября 1873 года в зажиточном семействе замоскворецких купцов. Отец мальчика владел банями и плотничьей артелью, и его семья ни в чем не испытывала нужды. Дети воспитывались в разумной строгости, послушании, почитании православных традиций. Дедушка писателя был крестьянином из Московской губернии, прибывший в Москву после сожжения города Наполеоном. Шмелёв очень любил своего отца, потеряв его в 7 лет, он вспоминал о нем в своих произведениях. 

В юном возрасте образованием Вани занималась его мать, которая читала ему произведения русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева. Но наиболее сильное впечатление на мальчика произвело творчество А. С. Пушкина, которое в дальнейшем сформировало его литературный стиль. 

В 10 лет юный Шмелев поступил в гимназию. Здесь он и начал свою писательскую деятельност. Преподаватель Фёдор Цветаев, дядя известной поэтессы Марины Цветаевой, за его шуточные сочинения всегда ставил «5» с тремя плюсами. Эти шуточные рассказы читали даже старшеклассники. 

Будучи студентом юридического факультета Московского университета, Иван Шмелёв написал свой первый рассказ «У мельницы» - о формировании личности человека, преодолевающего трудности. Будучи студентом юридического факультета Московского Университета Шмелёв поддался модным у молодёжи позитивистскими учениями. Чувствуя, что жажда знаний уводит его от веры, Шмелёв решает в свадебное путешествие отправиться на Ваалам. Перед самым отъездом, молодого писателя благословляет в дорогу преподобный старец Троице-Сергиевой Лавры Варнава Гефсиманский со словами: «Превознесёшься своим талантом.» Своё путешествие писатель описал в сборнике очерков «На скалах Валаама». 

Женился Иван рано, в 18 лет, на Ольге Александровне Охтерлони. Она по мужской линии была из старинного шотландского рода Стюартов. Деды её служили генералами. Будущая супруга обучалась в Петербуржском Патриотическом институте, где обучались все девушки из военных семей. Родители Ольги арендовали квартиру в Шмелёвском доме, где молодые и познакомились во время каникул. Прожили они в браке 41 год. Жена умерла в эмиграции, недолго прожив после смерти сына. 

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды на коммунистов резко изменились. Он резко критически осуждал, первые действия властей, называя их «серьезными прегрешениями против нравственности». Сразу после революции писатель и его жена переезжают из Москвы в Алушту. Сын писателя вернулся с Добровольной армии Деникина больным туберкулезом - для излечения в Феодосию. Сергея Ивановича арестовали чекисты в 1920. Больной и немощный сын писателя провёл около трёх месяцев в переполненных подвалах в условиях полной антисанитарии, и в январе 1921 года его расстреляли без суда и следствия, тогда как официально, Сергей был амнистирован. Впоследствии Иван Сергеевич не простил Советам смерти сына, и не принимал гонорары, за свои книги, издаваемые в Советской России. 

После утраты сына Иван Сергеевич с близкими переживает еще одно потрясение - голод в 1920 -1921 годов, унёсший 5,5 миллионов человек. У него возникают мысли о миграции. В Москве эти мысли укрепляются под влиянием обещаний А.И. Бунина о поддержке и первоначальной помощи в эмиграции. В 1922 году Иван Сергеевич покидает Советскую Россию. Уезжает сначала в Берлин, а впоследствии в Париж. 

В Париже зародилась его дружба с эмигрировавшим русским философом И.А.Ильиным. Здесь же он стал печататься в русскоязычных эмигрантских изданиях. Книга «Солнце мёртвых», впервые в истории русской литературы обрела широкую популярность среди европейского читателя. Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье». Они отличались высокой поэтичностью, одухотворенностью, невероятно живым народным языком. Последним произведением Шмелёва стал трёхтомный роман «Пути небесные», которые он так и не успел дописать. Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах. 

В 2006 году ярославский мультипликатор Александр Петров создал анимационный фильм по роману Твана Шмелёва «История любовная» 1927 года https://www.youtube.com/watch?v=hg2GBPwNm9Y 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗЕИ И СЕТРИ ПИСАТЕЛЯ 
В 1934 году Шмелёв тяжело заболел острой формой желудочного заболевания, требовалась срочная операция, однако писатель не решался на неё. Однажды Ивану Сергеевичу приснилось, что он держит в руках рентгеновский снимок, на котором написано «Св.Серафим». На следующий день врач сказал, что потребность в операции отпала. 

*** 
Находясь в эмиграции, Иван Сергеевич страстно мечтал вернуться в Россию. Он приезжал в Прибалтику чтобы через границу сорвать несколько русских цветов. Он приезжал в Псковско-Печерском монастыре, в то время считавшимся частью Эстонии, чтобы ощутить силу русской веры, и близость к своим корням. Вся его тоска по родине и вере отразилась в его романе «Лето Господне». 

*** 
В 1950 году Иван Сергеевич умирает от сердечного приступа. День смерти стал символичным - именно 24 июня, в день именин иеромонаха Варнавы, писатель приезжает в русский монастырь Покрова Божьей Матери в местечке Бюсси-ан-Отт, и в лоне монастыря отдаёт Богу свою душу. 

ЛЕТО ГОСПОДНЕ 
Роман русского писателя И. С. Шмелёва «Лето Господне» издан в полном варианте в Париже в 1948 году. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Праздники» были изданы отдельно в 1933 году в Белграде. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни - через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: церковные службы, молитвы, паломничества, семейный быт, традиционные праздничные и постные блюда, обычаи. 

Обращаясь к своим годам детства, Шмелёв запечатлевает в романе мировосприятие ребёнка, принявшего в своё сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстаёт в книге не диким «тёмным царством», а целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Шмелёв далёк от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушёвывая грубых и жестоких сторон этой жизни, её «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается, прежде всего, своей светлой стороной. 

Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. И.А. Ильин отмечал, что изображённое в романе Шмелёва — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы». 

Фильм "Иван Шмелёв. Пути земные." http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/28628/

Поделиться